9.Гвардейский эскадренный миноносец "Сообразительный" Водоизмещение: 2404 т.
Размеры: длина - 112,5 м, ширина 10,2 м, осадка 5 м.
Скорость хода максимальная: 36 узлов.
Дальность плавания: 1380 миль при 20 узлах.
Силовая установка: 54 000 л.с.
Вооружение: 4х1 130-мм орудия Б-13-2с, 2х1 76,2-мм орудия 34-К, 7х1 37-мм орудий 70-К, 8 12,7-мм пулеметов, 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 30 глубинных бомб, 4 комплекта параван-тралов, 58 якорных мин заграждения.
Экипаж: 271 человек.
Эсминец "Сообразительный" по первоначальному пр. 7 был заложен на заводе №200 имени 61 коммунара в Николаеве 15.10.1936 г. (заводской номер С-1078), перезаложен по пр.7У там же 03.03.1939 г. Спущен на воду 26.8.1939 г. До 25.09.1940 года имел название "Прозорливый".
Уже на рассвете 22 июня 1941 года орудия "Сообразительного" открыли огонь, отражая налет вражеских самолетов на Севастополь. Прошло три дня, и корабль вышел в первый боевой поход. 1 сентября эсминец вступил в неравный поединок с шестиорудийной 150-миллиметровой береговой батареей противника и, несмотря на интенсивный ответный огонь, меткими залпами вынудил ее прекратить обстрел Одесского порта.
В те суровые годы кораблем командовал С. С. Ворков. Активное участие в боевой деятельности его принимали флотские политработники Л. Т. Квашнин и Ф. А. Смирнов. За годы войны "Сообразительный" провел в море свыше трех с половиной тысяч ходовых часов без среднего и капитального ремонта. Корабль участвовал в боях под Одессой и Севастополем, Феодосией и Новороссийском, провел 56 артиллерийских стрельб и, выпустив по позициям немецко-фашистских войск 2700 снарядов главного калибра, подавил более 10 артиллерийских и минометных батарей, уничтожил до 30 танков и автомашин. 33 раза эсминец выходил в море для сопровождения транспортных судов и конвоев, проведя без потерь 59 судов, 37 раз доставлял подкрепления и производил эвакуацию раненых, женщин, детей и стариков из Одессы, Севастополя и Новороссийска. На борту "Сообразительного" было перевезено свыше 14 тысяч человек и около тысячи тонн боеприпасов, вооружения и других воинских грузов. Экипаж эсминца отразил более ста атак вражеской авиации, в которых участвовало свыше двухсот самолетов, сбил пять бомбардировщиков и торпедоносцев. Четырежды корабль привлекался к десантным и 9 раз - к набеговым действиям.
Более ста воспитанников корабля ушли добровольцами на сухопутный фронт. Среди них был артиллерист старший краснофлотец В. В. Ходырев. В марте 1944 года он в числе 67 моряков-десантников 384-го отдельного батальона морской пехоты Черноморского флота и связистов одной из частей 28-й армии 3-го Украинского фронта высадился с рыбачьих шлюпок в Николаевский порт. Двое суток в составе отряда отражал отважный моряк яростные атаки врага. Более 700 гитлеровцев уничтожила горстка десантников в этих боях. В. В. Ходырев был тяжело ранен, но, когда последовала очередная атака, собрав последние силы, бросился с гранатами под фашистский танк. Мужественному черноморцу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Приказом Министра обороны СССР он навечно зачислен в списки экипажа "Сообразительного".
За проявленную отвагу в боях против немецко-фашистских захватчиков, за высокую организованность и беспримерный героизм личного состава эскадренный миноносец "Сообразительный" приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота от 1 марта 1943 года был преобразован в гвардейский. Все члены экипажа награждены орденами и медалями Советского Союза.
Всего же за годы Великой Отечественной "Сообразительный" совершил 218 выходов в море, прошел 63 785 миль за 361 ходовой день, отконвоировал 59 транспортов с находившимися на них 70 000 человек и 150 000 тонн грузов, перевез около 13 000 солдат и эвакуированных.
Эсминец провел 56 обстрелов боевых порядков противника, в результате которых было уничтожено 10 батарей противника, более 30 танков и автомашин, более 8 батальонов пехоты; и около 100 стрельб по самолетам, выпустил 2863 130-мм снаряда (в том числе 108 снарядов - по самолетам), 1215 76-мм, 1623 45-мм и 478 37-мм. На его боевом счету 5 сбитых бомбардировщиков, включая уничтоженные совместно с другими кораблями.
Эсимнец "Сообразительный" 267 раз подвергался атакам авиации противника в группе кораблей и 126 раз отбывался от самолетов врага в одиночестве. На него было сброшено 70 авиабомб, в том числе и несколько 500-килограммовых. 23 торпеды были выпущены по "Сообразительному" самолетами-торпедоносцами и торпедными катерами противника.
Потери экипажа эсминца за всю войну составили 5 человек, погибших в результате аварии парового котла.
Командовал "Сообразительным" до 28.12.1944 г. старший лейтенант (затем капитан-лейтенант, капитан 3 и 2 ранга) С.С. Ворков, затем до конца войны - капитан 2 ранга Г.Ф. Годлевский.
Более пятидесяти тысяч миль прошел этот корабль со времени вступления в строй. Девяносто две с половиной тысячи километров! Значительная часть этого пути пройдена сквозь минные поля, сквозь штормы и туманы, при бомбежках, интенсивном обстреле вражеских береговых батарей...
В 1957 году "Сообразительный" был разоружен и стал использоваться для обеспечения боевой подготовки, а в 1966 году исключен из состава флота.
18 августа 1963 года гвардейский Военно-морской флаг взвился над одним из современных больших противолодочных кораблей, унаследовавшим имя и славные боевые традиции легендарного эсминца "Сообразительный".
10.Гвардейский эскадренный миноносец "Гремящий"
Водоизмещение полное 2380 т, нормальное-2080 т, стандартное-1855 т; длина 112,9 м, ширина 10,2 м, осадка 4 м; мощность главных машин 48000 л. с.; скорость хода максимальная 37 уз, экономическая - 19 уз; дальность плавания 1670 миль (экономическим ходом). Вооружение: 4 130-мм, 2 76,2-мм и 4 37-мм орудия, 412,7-мм пулемета, 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета и 2 параван-трала. Принимал на борт 56 мин, 30 больших и 24 малых глубинных бомбы. Экипаж 246 человек.
Заложенный 23 июля 1936 года эскадренный миноносец "Гремящий" через три года вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота, а через несколько месяцев под командованием А. И. Гурина в паре с эскадренным миноносцем "Сокрушительный" по Беломорско-Балтийскому каналу совершил переход из Кронштадта в Полярное.
В дни советско-финляндской войны "Гремящий" неоднократно выполнял задания командования по несению дозорной и разведывательной службы, конвоированию транспортных судов.
На третий день после начала Великой Отечественной войны корабль вышел в первый поход и открыл свой боевой счет, уничтожив вражеский бомбардировщик. Затем, выйдя вместе с эсминцами "Громкий" и "Стремительный" в Мотовский залив, "Гремящий" обрушил огонь по врагу. Гитлеровские егеря понесли тяжелый урон.
В конце августа в Баренцевом море была атакована подводной лодкой врага плавбаза "Мария Ульянова". Взрывом торпеды у судна оторвало корму. На помощь был послан "Гремящий". Как только корабль подошел к плавбазе, конвой был атакован фашистскими самолетами. Налет длился несколько часов. На конвой было сброшено свыше двухсот авиабомб, но ни одна не попала в плавбазу и корабли охранения. Вместе с "Гремящим" четко и слаженно действовали экипажи эсминцев "Куйбышев" и "Урицкий", сторожевого корабля "Гроза". Метким огнем "Гремящего" был сбит еще один "юнкерс".
К началу весны 1942 года "Гремящий" обеспечил переходы одиннадцати союзных конвоев. В конце марта "Гремящий" и "Сокрушительный" вместе с английскими кораблями отправились для встречи очередного конвоя союзников. Свирепый шторм сильно затруднял плавание, но североморцы мужественно продолжали выполнять боевую задачу по защите транспортов. После встречи и скоротечного боя с тремя германскими эсминцами все корабли английской эскадры ушли оказывать помощь поврежденному торпедой крейсеру "Тринидад". В течение двух с лишним суток два советских корабля надежно охраняли четырнадцать транспортов от атак гитлеровских самолетов и подводных лодок.
На рассвете 31 марта шторм стал стихать. Тяжелый поход приближался к концу. И вдруг командир отделения сигнальщиков старшина 1-й статьи Н. И. Фокеев обнаружил рубку подводной лодки противника. Дав полный ход, "Гремящий" устремился в атаку. "Бомбы, товсь!",- раздалась команда. Командир отделения минеров старшина 2-й статьи П. А. Осипов и старшина команды торпедистов главный старшина И. Т. Иванов с группой краснофлотцев заняли места у кормовых бомбосбрасывателей. Сбросив первую серию глубинных бомб, эсминец лег на обратный курс для повторной атаки. После взрывов в кипящей пене всплыли "внутренности субмарины", а по поверхности моря стало расползаться большое соляровое пятно. Так от бомб "Гремящего" в студеных глубинах Баренцева моря нашла свою могилу гитлеровская подводная лодка.
В конце апреля 1942 года Северным флотом был вы сажен тактический десант в составе отдельной бригады морской пехоты. Десантники захватили плацдарм, но, встретив превосходящие силы врага, были вынуждены перейти к обороне. Им на помощь прибыли "Гремящий" и "Сокрушительный". Два дня содрогались прибрежные скалы от взрывов снарядов советских эсминцев. Гитлеровцы понесли тяжелый урон, что позволило десантникам закрепиться на плацдарме.
1 марта 1943 года за проявленную отвагу в боях против немецко-фашистских захватчиков, за стойкость и мужество, высокую воинскую дисциплину, организованность и беспримерный героизм экипаж эскадренного миноносца "Гремящий" был удостоен гвардейского звания.
Из месяца в месяц "Гремящий" неизменно уходил в боевые походы для проводки конвоев. Его стремительный силуэт с характерной камуфляжной окраской всегда радостно встречали моряки не только советских, но и многих союзных транспортов. За годы войны он участвовал в проводке более тысячи судов, и ни одно не было потоплено. А это - самая лучшая характеристика боевому мастерству экипажа.
Осенью 1944 года войска 14-й армии Карельского фронта перешли в решительное наступление и отбросили врага от советской границы. Существенную помощь в решении этой задачи оказал войскам Северный флот. Не был в стороне от этих боев и "Гремящий". В ночь на 10 октября с "Громким" он прибыл г Мотовский залив и, открыв шквальный огонь, нанес мощный удар по переправе противника через водный рубеж, по береговым батареям и опорному пункту.
Прошло две недели, и главный калибр корабля заговорил вновь. В составе отряда, ведя очередной поиск вражеских кораблей и конвоев у норвежского побережья, "Гремящий" вместе с лидером "Баку", эсминцами "Разумный" и "Разъяренный" в ночь на 25 октября произвел огневой налет на военно-морскую базу противника Варде. За пятнадцать минут наши корабли выпустили около шестисот снарядов. Их метким огнем было уничтожено три причала и несколько портовых зданий, вызвано несколько сильных взрывов и крупных пожаров.
Это были последние боевые залпы легендарного корабля. В годы Великой Отечественной войны "Гремящим" командовали офицеры А. И. Гурин (8 июля 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза), Б. Д. Николаев, Е. Т. Кашеваров, Б. В. Гаврилов. Активное участие в организации боевой деятельности "Гремящего" принимали флотские политработники А. И. Рожков, Ф. А. Сумеркин, Н. Г. Белоусов, И. И. Кагарлицкий, И. 3. Диброва. Эсминец выполнил 90 боевых заданий командования, пройдя в боях и походах 59 850 миль, отразил 112 налетов вражеской авиации, уничтожив 14 и повредив 23 самолета. 11 раз поддерживал фланги Красной Армии и десанты Северного флота артиллерийским огнем. Обеспечил переходы 39 союзных и 24 отечественных конвоев, трижды совместно с другими кораблями действовал на морских коммуникациях противника, потопил одну и повредил две подводные лодки.
В апреле 1956 года эсминец был разоружен и переведен в класс опытовых кораблей, а еще через два года исключен из Военно-Морского Флота. На смену ему в состав Краснознаменного Северного флота прибыл современный гвардейский большой противолодочный корабль "Гремящий", унаследовавший славные боевые традиции легендарного эскадренного миноносца. Вахта "Гремящего" продолжается.
11.Краснознаменный эскадренныхй миноносец "Незаможник"
Водоизмещение полное 1745 т, нормальное-1361 т, стандартное-1276 т; длина 92,75 м, ширина 9,1 м, осадка 3,8 м; мощность механизмов 29 000 л. с.; скорость хода максимальная 25 уз, экономическая - 14 уз; дальность плавания свыше 1200 миль. Вооружение: 4 102-мм, 2 76,2-мм, 2 45-мм. 5 37-мм и 2 20-мм орудия, 2 12,7-мм пулемета, 4 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 4 бомбомета и 4 параван-охранителя. Принимал на борт 80 якорных мин заграждения и 42 глубинные бомбы. Экипаж 172 человека.
1920 год на юге Украины начался мощным наступлением войск Юго-Западного фронта Красной Армии. Принужденные к бегству деникинцы в спешке захватывали с собой боевую технику, оружие, материальные ценности. При оставлении Николаева ими было угнано несколько недостроенных кораблей. В их числе был и спущенный на воду в 1917 году эскадренный миноносец "Занте". Быстро покидая Одессу, белогвардейцы были вынуждены бросить его и притопили на мели. Более полугода пролежал эсминец на грунте, пока в сентябре красные моряки его не отбуксировали на судостроительный завод.
Шефство над достройкой эсминца взяла Украинская комиссия незаможных селян, по призыву которой крестьяне начали сбор средств, необходимых для его достройки. В честь шефов корабль 12 апреля 1923 года был переименован в "Незаможный", а 29 апреля 1926 года - в "Незаможник". К шестой годовщине Великого Октября .эсминец вступил в строй.
За время Великой Отечественной войны эсминец прошел около 46 тысяч миль, оборонял Одессу, Очаков, Севастополь и Новороссийск. В декабре 1941 года корабль участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции, а в феврале 1943 года - в поддержке артиллерийским огнем высадки десанта в Южную Озерейку под Новороссийском.
В годы Великой Отечественной войны эсминцем "Незаможник" командовали офицеры Н. И. Минаев, П. А. Бобровников, Ф. В. Жиров, В. Г. Бакарджиев, В. К. Романов. В организации боевых действий эсминца принимали активное участие флотские политработники В. 3. Мотузко, М. А. Клубук, И. А. Ланчук.
За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом экипажем доблесть и мужество эскадренный миноносец "Незаможник" Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 года награжден орденом Красного Знамени.
В послевоенные годы первенец Черноморского флота находился в строю, а в 1949 году как устаревший был исключен из боевого состава флота.
12.Своей боевой славой принесли победу нашему народу...."БОЙКИЙ, СВОБОДНЫЙ, ЛЕВКАС, ФРУНЗЕ и др."
13. огромное чило подводных лодок))): типа-К, М, Д, Щ, С.
14.Легкий крейсер “КРАСНЫЙ КАВКАЗ”
Легкий крейсер заложен в Николаеве 31 октября 1913 года, спущен на воду 21 июля 1916 года под названием “Адмирал Лазарев”. Вступил в строй Советского флота в 1932 году.
Водоизмещение 8000 т, 4 гребных винта, мощность паровых турбин 50 000 л. с., скорость хода 29 узлов. Длина наибольшая 158,4 м, ширина 15,4, среднее углубление 6,1 м.
Бронирование: нижний пояс 76 мм, верхний пояс 25 мм, палуба 25 мм.
Вооружение: 4 — 180-мм орудия, 12 — 100-мм зениток, 2 — 76-мм зенитки, 4 — 45-мм зенитки. 8 — 37-мм зенитки, 2 трехтрубных торпедных аппарата, 100 мин, 1 самолет, 1 катапульта.
Однотипный с крейсерами “Красный Крым” и “Червона Украина”, “Красный Кавказ” подвергся основательной модернизации. Вместо 15 130-мм орудий с броневыми щитами на нем были установлены четыре новейших 180-мм дальнобойных орудия, управляемых системой центральной наводки. Благодаря этому четыре орудия “Красного Кавказа” могли выпускать в минуту не меньше металла, чем 15 прежних орудий, причем с огромной точностью и на большее расстояние. Большое внимание было уделено зенитной артиллерии; в результате водоизмещение крейсера увеличилось до 8000 т, а скорость снизилась на пол-узла.
До вступления в строй новых крейсеров типа “Киров” “Красный Кавказ” оставался самым совершенным и самым сильным из советских легких крейсеров.
В годы Великой Отечественной войны крейсер под командованием офицеров А.М.Гущина и В.Н.Ерошенко успешно громил немецко-фашистские войска под Одессой и Севастополем, в Феодосии и под Новороссийском. Впервые главный колибр корабля заговорил 11 сентября 1941 года, когда крейсер обрушил огонь на позиции вражеских войск, находившихся в деревне Ильинка под Одессой.
Первую половину октября 1941 года "Красный Кавказ" провел в непрерывных походах между Одессой и Севастополем, участвуя в эвакуации войск одесского оборонительного района. Затем последовали срочные воинские перевозки из Новороссийска в главную базу.
Наиболее яркой страницей в истории этого корабля является его участие в Керченско-Феодосийской десантной операции. Вечером 29 декабря 1941 года, приняв на борт 1853 десантника, батарею трехдюймовых орудий, 15 автомашин, а также другую боевую технику и продовольствие, "Красный Кавказ" во главе отряда покинул Новороссийскую бухту и, прибыв ранним утром следующего дня в Феодосийский залив, первым открыл огонь. Тем временем десантники прыгали на подходящие катера и баркасы и устремлялись на берег. Орудия и пулеметы крейсера вели огонь по амбразурам огневых точек врага, складу боеприпасов. За два часа боя в "Красный Кавказ" попало 13 снарядов и 7 мин, которые вызвали на нем 7 пожаров, но главные и вспомогательные механизмы оставались в строю.
На следующий день, выдержав 25 групповых и одиночных атак вражеских самолетов и выполнив задание, "Красный Кавказ" ушел в Туапсе. Но и на этот раз стоянка корабля оказалась недолгой. В полночь нового, 1942 года корабль перешел в Новороссийск и, приняв на борт вооружение и 1200 человек , утром 4 января вновь прибыл в Феодосийскую бухту. Быстро подав швартовы, моряки немедленно приступили к разгрузке, которая была уже почти завершена, когда крейсер был отакован немецкими самолетами. Несмотря на интенсивный зенитный огонь, 4 бомбы врага взорвались у борта крейсера. В кормовой части корабля образовались 3 громадные пробоины. Не успел крейсер выйти на рейд, как снова был атакован большой группой "юнкерсов" и вновь вступил в неравную схватку с врагом. На этот раз бомба взорвалась совсем рядом. Корму крейсера выбросило из воды, оторвало правый винт и кронштейн левого гребного вала, погнуло и заклинило рулевое устройство. Осадка корабля увеличилась на 5 метров, и палуба до четвертой башни скрылась в волнах.
Почти через сутки полузатопленный, но не сдавшийся "Красный Кавказ", пройдя сквозь шторм и пургу, появился в Туапсе, а через два дня ушел в Поти для ремонта. 3 апреля 1942 года экипаж "Красного Кавказа" был удостоен гвардейского звания. К тому времени корабль выполнил 30 боевых заданий командования, в том числе 9 - по огневой поддержке сухопутных войск, дважды участвовал в минно-заградительных действиях.
Пройдя около 14 тысяч миль, крейсер "Красный Кавказ" перевез более 25 тысяч бойцов, раненых воинов и эвакуированных граждан Одессы и Севастополя, доставил к линии фронта до 200 вагонов с боеприпасами, отконвоировал 6 транспортов с войсками и боевой техникой. Артиллерия крейсера провела 32 огневых налета по фашистским позициям, уничтожила 16 вражеских артиллерийских и минометных батарей, истребила до 5 батальонов пехоты. Зенитчики корабля отразили 67 налетов немецкой авиации и сбили 3 самолета.
К концу лета 1942 года крейсер после ремонта смог опять выйти в море. Через несколько месяцев "Красный Кавказ" возглавил отряд корабельной поддержки и обеспечил высадку десанта у Новороссийска.
После войны был учебным кораблем.
к нему..... : ЧЕРВОНА УКРАИНА, КОМИНТЕРН, КИРОВ, КРАСНЫЙ КАВКАЗ, МАКСИМ ГОРЬКИЙ, ТАЛЛИН.....
так вот вопрос????????? ЧЕГО ВЫ ЖДАЛИ??????? ДРУГИХ КОРАБЛЕЙ НЕ БЫЛО...... точнее были, но однотипные выше указанным)))))
а про ЦВ вообще забудьте))))))